16.11.2021 16:56

Двухнедельная конференция ООН по климату в Глазго завершилась подписанием менее убедительного документа, чем рассчитывали оптимисты. Достигнутых договоренностей недостаточно, чтобы сдержать глобальное потепление

13 ноября завершилась Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго (COP26), в которой принимали участие почти 200 государств. Она продолжалась две недели, и дополнительные сутки потребовались для согласования итогового документа — Климатического пакта Глазго (Glasgow Climate Pact).

Финальный документ

Переговорщики от разных стран боролись за каждое слово в пакте: так, Индия (второй в мире импортер угля) в последний момент попросила заменить в финальном тексте «постепенное прекращение» (phase-out) использования угля, увеличивающего чистые выбросы парниковых газов в атмосферу, на «постепенное сокращение» (phase-down). В итоговый документ также было добавлено уточнение — не любого угля, а только такого, который не предусматривает нивелирования вредных выбросов через технологии улавливания углекислого газа (unabated coal). Иными словами, призыв «ускорить усилия» по сокращению использования угля в энергогенерации не распространился на уголь, совмещаемый с технологией улавливания и хранения углерода (CCS).

Кроме того, первоначальные черновики соглашения, доступные на сайте Рамочной конвенции ООН (.pdf), предлагали призвать к постепенному отказу от субсидий для производства и потребления ископаемого топлива. Итоговая же версия ограничилась призывом к сокращению «неэффективных» топливных субсидий. По оценкам Международного валютного фонда, субсидии для углеводородного сырья по всему миру составили $5,9 трлн в 2020 году. А если бы в 2025 году удалось перевести мир на рыночное ценообразование топлива — без субсидий, то глобальные выбросы парниковых газов сократились бы на 36%, что помогло бы удержать рост общемировых температур в пределах 1,5 градуса Цельсия, утверждает МВФ.

Согласно Парижскому соглашению по климату 2016 года, чтобы гарантированно избежать катастрофических последствий глобального потепления, человечеству нужно ограничить рост среднемировой температуры именно пределом в 1,5 градуса Цельсия относительно 1850–1900 годов. На сегодняшний день глобальная температура поднялась примерно на 1,1 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой.

Мнение экспертов

Климатический пакт Глазго оказался недостаточно амбициозным, считают специалисты. Председатель конференции, британский политик Алок Шарма извинился за то, «как разворачивался процесс» согласования документа, и признал, что понимает «глубокое разочарование» тех, кто надеялся увидеть более убедительный договор. «Пульс [цели по удержанию глобального потепления в пределах 1,5 градуса Цельсия] едва бьется», — сказал он на пресс-конференции. Однако эта цель «жива», считает Шарма.

Тем не менее даже со смягченными формулировками обещание двигаться к миру без сжигания угля и без углеводородных субсидий является «историческим и беспрецедентным», отметил научно-популярный журнал New Scientist. Климатический пакт признает, что для достижения «цели 1,5 градуса Цельсия» потребуется сократить общемировые выбросы углекислого газа на 45% к 2030 году относительно уровня 2010-го и довести чистые выбросы до нуля примерно к середине текущего столетия.

По оценкам независимой научной организации Climate Action Tracker, обещания, данные сторонами на COP26, позволят лишь ограничить глобальное потепление уровнем 2,4 градуса Цельсия к концу века — это лучше, чем 2,7 градуса Цельсия, прогнозировавшиеся до конференции, но явно недостаточно для достижения целей, поставленных Парижским соглашением.

Дополнительные договоренности, достигнутые в Глазго

Глобальное соглашение по уходу от угля

Часть стран подписали соглашение о переходе от использования угольных электростанций к чистой энергии. Главным инициатором соглашения была хозяйка саммита Великобритания. К договоренности присоединились около 50 стран, а также компании и организации. Впрочем, среди подписавших ее нет таких крупных потребителей угля, как Россия, Китай, США (к соглашению присоединились лишь два штата — Гавайи и Орегон, а также некоторые американские компании).

В заявлении говорится, что пришедшие к соглашению страны обязуются ускорить поэтапный отказ от угля и быстро расширить масштабы внедрения экологически чистой энергии. Кроме того, участники обязались прекратить выдачу разрешений на новые проекты по производству электроэнергии, вырабатываемой на угле.

Прекращение вырубки лесов к 2030 году

Более ста мировых лидеров договорились положить конец вырубке лесов уже через восемь лет. На долю стран, поддержавших эту декларацию, приходится более 85% мировых лесов. В их числе Канада, Бразилия, Китай, Индонезия, США и Великобритания, а также Россия, на территории которой расположены 20% мировых лесных массивов. Договоренность предполагает выделение на эту цель $20 млрд от государств и частных компаний. Часть средств будет направлена на борьбу с лесными пожарами и восстановление уже пострадавших лесных территорий. В Greenpeace достигнутую в Глазго договоренность раскритиковали за недостаточность. По оценке организации, инициатива фактически дает зеленый свет еще одному десятилетию вырубки лесов. РБК направил запрос в Greenpeace.

Кроме того, правительства 28 стран обязались исключить вырубку лесов для нужд сельскохозяйственной отрасли, а именно для производства пальмового масла, сои, какао, а также освобождения места для пастбищ животных и выращивания культур.

Сокращение выбросов метана

Более ста стран, в том числе государства ЕС и США, готовы сократить мировых выбросы метана на 30% к 2030 году. Россия и Китай, одни из крупнейших эмитентов метана, к этому соглашению не присоединились.

Метан — один самых вредоносных парниковых газов, разрушающих озоновый слой. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, метан способствует глобальному потеплению в 80 раз больше, чем углекислый газ. Как ожидают участники соглашения, сокращение выбросов метана позволит замедлить глобальное потепление на 0,2 градуса Цельсия к 2050 году. Несмотря на то что Россия не присоединилась к соглашению, спецпредставители РФ и США на двусторонней встрече в рамках саммита обсудили тему сокращения выбросов метана, сообщало «РИА Новости».

Дискуссия о ядерной энергетике

Десять стран Евросоюза предложили включить атомную энергетику в разработанный Еврокомиссией список отраслей, способствующих уменьшению вреда окружающей среде. В числе инициаторов — Франция, Финляндия, Польша. Эти страны предлагают считать инвестиции в атомные электростанции соответствующими правилам «зеленого» финансирования, которое получило название «зеленая таксономия».

Выступивший на конференции глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что в цикле генерации атомная энергетика дает нулевой углеродный след. По его оценке, на климатическом саммите ООН прозвучал «положительный» ответ на вопрос, должна ли атомная энергетика быть безуглеродной в мировом энергобалансе.

Неожиданное сотрудничество США и Китая

Два главных эмитента парниковых газов, США и Китай, подписали в рамках COP26 декларацию о сотрудничестве в борьбе с изменениями климата, что стало неожиданностью для мирового сообщества. Страны обязуются в следующие девять лет вместе бороться за то, чтобы средняя температура на планете выросла не больше чем на 1,5 градуса Цельсия. Как сообщил глава китайской делегации Се Чженьхуя, достижению договоренности предшествовали 30 виртуальных встреч с американцами в течение десяти месяцев. В частности, две державы договорились о совместных шагах в сокращении выбросов метана, при том что к глобальному соглашению в этой сфере Китай не присоединился.

Российская позиция

На конференции COP26 Россия представила свою Стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года, уточненную в конце октября. В планах, которые изложил в Глазго министр экономического развития Максим Решетников, значится выход на углеродную нейтральность к 2060 году. Эта задача будет достигаться за счет сокращения выбросов парниковых газов, сохранения и восстановления лесов.

Для осуществления энергоперехода потребуются инвестиции в «зеленые» проекты в размере около 1% ВВП ежегодно, отмечал замглавы Минэкономики Илья Торосов. Сейчас на российском рынке «зеленых» облигаций обращаются ценные бумаги на 108 млрд руб. — в пять раз больше, чем в 2020 году. К 2024 году этот объем должен составить 300 млрд руб., а к 2030-му — уже 1,5 трлн. По словам Торосова, перед министерством стоит еще более амбициозная цель — обеспечение 10% всех затрат на декарбонизацию российской экономики за счет привлечения «зеленых» финансов.

Нужно стремиться к взаимному признанию и свободному обращению углеродных единиц от климатических проектов, заявил Решетников. «Для сохранения климата важно сокращение или поглощение СО2, а не кто и как этого добился», — отметил он. Также нужно вывести климатические проекты из-под возможных односторонних ограничений, таких как экономические санкции, заключил глава Минэкономразвития.

По материалам РБК