Проект «Семейная практика» направлен на оказание помощи семьям, воспитывающим детей от 1 до 7 лет, проживающим на территории Новгородской области. В процессе реализации проекта создаётся семейная практика по выявлению, поддержке и развитию одарённостей и талантов ребёнка в соответствии с его возможностями и способностями. Соблюдается принцип обеспечения равных условий для выявления и поддержки задатков и способностей детей независимо от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей. В пилотный проект приглашаются семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Практика помогает решить одну из самых значимых семейных проблем – развитие малыша после достижения им одного года. Метания родителей, неграмотные решения, отсутствие финансовых возможностей, личные амбиции часто приводят к моральной и эмоциональной травме ребёнка, которая может серьёзно сказываться в дальнейшей его жизни.

В ходе реализации проекта разрабатывается и внедряется Программа комплексного сопровождения (ПКС) семьи «Одарённое детство», которая включает в себя:

  • Индивидуальную работу с родителями ребёнка: проведение диагностики способностей (талантов, одарённостей) ребёнка, составление Карты одарённости, индивидуальный подбор направлений развития ребёнка в каждый период жизни малыша от 1 до 7лет, текущее консультирование и сопровождение в течение 3-4-х месяцев.
  • Школу для родителей: просветительские разноформатные программы, дающие понимание процессов развития одарённости ребенка, первичной самодиагностики и понимания того, как формировать среду и выстраивать траекторию развития ребёнка.
  • Работу с партнёрами и специалистами, находящимися в постоянном взаимодействии с родителями ребёнка.

Участие в ПКС даст возможность родителям за 3-4 месяца принять осознанное решение, понять и «услышать голос» ребёнка и грамотно выстраивать индивидуальную траекторию его развития, начиная с самого раннего возраста.

Практика в целом позволяет взрослым членам семьи, включая старшее поколение — бабушек и дедушек, приобрести необходимые знания и уверенность при выборе направлений развития ребёнка, понять и осознать важность и значимость семейных ценностей. Участие в программе старшего поколения семьи способствует укреплению межпоколенческих связей, направленных на общение, обмен жизненным опытом, традициями, жизненными историями.

Одним из главных результатов проекта будет содействие доступности услуг, направленных на раннее выявление и развитие задатков, способностей, одаренности детей посредством выстраивания социального партнерства между профильными специалистами дошкольных учреждений, предпринимателями и СОНКО сферы культуры и досуга, деятельность которых направлена на реализацию развивающих, культурных (или корректирующих) мероприятий, дополнительного образования, просвещения.

Обоснование

Главное векторное направление проекта — развитие одаренности у детей младшего возраста, которое становится очень важным направлением развития системы образования, так как позволяет приобрести лидерство в «битве за таланты» и обеспечить конкурентность страны (региона, территории). Актуальность проекта подтверждается выступлениями и указами первого лица государства – Президента РФ В.В. Путина. Из Указа Президента, определяющего задачи национального проекта в сфере образования (пп.б.п.5) «…формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся…».

Утвержденная Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в основном ориентирована на школьников и студентов. Однако, чтобы «получить» одаренного школьника, согласно исследованиям, ведущимся, начиная с 1970-х годов, его способности и таланты надо развивать, начиная с сенситивного (дошкольного) возраста, чтобы увеличить количество талантливых детей и повысить уровень их развития.

В центре внимания проекта семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет), проживающие на территории Новгородской области, нуждающиеся в помощи и поддержке при выборе направления развития ребенка. Планируется участие старшего поколения –бабушек и дедушек.

Исходя из принципа всеобщности соблюдается принцип обеспечения равных условий для выявления и поддержки задатков и способностей детей независимо от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей.

Следуя принципу доступности и справедливости в проект приглашаются семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, в том числе многодетные семьи, неполные семьи, закредитованные семьи, семьи, члены которых мобилизованы, вынужденные переселенцы и др.

В данном проекте за основу принимается успешная практика из Смартеки АСИ Республики Саха (Якутия) – «Создание механизмов выявления и развития способностей детей раннего и дошкольного возраста» (лидер проекта И.И. Комарова). В Новгородской области эта практика прошла апробацию в 2020-2021г., показала хорошие результаты и успешно реализуется на базе ряда дошкольных учреждений в г. Чудово.

На этом этапе планируется продолжение внедрения этой практики, но ключевым звеном выступает не дошкольное учреждение, а семья, как один из главных элементов в системе.

По данным статистики в Новгородской области (Новгородская область в цифрах, 2021 КРАТКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК) около 45 000 детей от 1 до 7 лет. По мнению специалистов, существующая классно-урочная система в школе и групповая система в детском саду выявляет 3-7% ярко выраженных и активных детей, с которыми педагоги начинают (или не начинают) работать и развивать. При данной ситуации остаются не замеченными свыше 90% детей, упускается возможность их раннего развития.

Вместе с тем, одной из основных главных проблем семьи и задач, стоящих перед родителями после рождения ребёнка, является его развитие, в том числе, способностей, одарённостей и талантов. С самого рождения родители хотят его защитить, боятся опоздать или что-то упустить, не сделать вовремя. Они мечутся между спортом, творчеством, робототехникой, иностранными языками и др. Часто выбирают всё и сразу, если позволяют средства и социальное положение. Отсутствие осознанного выверенного решения у родителей приводит к драме ребёнка, его перегрузке. Всё это никак не способствует гармоничному развитию ребёнка, благоприятным отношениям в семье.

По итогам опроса семей из числа целевой группы получены следующие данные: 1) не выбрано направление, нигде не занимается – 25% по причине отсутствия финансовых возможностей. Из числа тех, кто сделал выбор 2) отсутствие необходимых и достаточных знаний – 65%, но при этом есть 3) уверенность в том, что выбрано правильное направление развития — 70%. При выборе лишь 30% семей учитывали мнение старших членов семьи, свои и их таланты, что говорит о недостаточном взаимодействии и понимании значимости информации о своих «корнях» — родителях мужа (жены), бабушках и дедушках. Основной выбор приходится на детские центры, которые близко к дому или занятия проходят в д/саду (школе) – 80%. Главный принцип при выборе – доступность и бюджетность. Отметили, что много неструктурированной разноотраслевой информации с предложениями по развитию ребенка, в которой сложно сориентироваться, сделать выбор – 63%.

Есть целый ряд организационных структур и центров по развитию одарённых детей, с которыми будет выстраиваться взаимодействие и сотрудничество. Работа с органами власти и профильными специалистами (организациями) позволит проанализировать полученные результаты, выстроить формы и методы совместной деятельности, создать «отраслевую карту» в помощь родителям.

Целевая группа

Семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет), проживающие на территории Великого Новгорода, нуждающиеся в помощи и поддержке при выборе направления развития ребенка. В проект приглашены семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию.

Цель

Оказание помощи семьям, воспитывающим детей от 1 до 7 лет, проживающим на территории Великого Новгорода и г. Чудово, путём создания семейной практики по выявлению, поддержке и развитию одарённостей и талантов ребёнка в соответствии с его возможностями и способностями.

Задачи

  1. Моделирование, организационно-методическое обеспечение ПКС, адаптация форм и методов к работе с отдельными семьями по выявлению, поддержке и развитию одарённостей и талантов ребёнка в соответствии с его возможностями и способностями

  2. Повышение уровня знаний и подкрепление мотивации родителей в вопросах развития одарённости ребенка и осознанного формирования индивидуальной траектории, соответствующей его потребностям и возможностям

  3. Содействие доступности услуг, направленных на раннее выявление и развитие задатков, способностей, одаренности детей посредством выстраивания социального партнерства с профильными специалистами учреждений, предпринимателями и СОНКО.

Ссылки

Все материалы проекта собраны на официальном сайте Семейной практики по ссылке https://semeynaya-praktika.tilda.ws/

 

Проект «Семейная практика» реализуется АНО «Академия устойчивого развития» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнерами выступают: Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), Министерство образования Новгородской области, комитет образования Администрации Чудовского муниципального района, Новгородский Фонд содействия некоммерческим проектам.