10.06.2023 15:57

Для того чтобы выявить таланты у ребенка существует множество методик и специальных таблиц, однако, чтобы просто понять, что ребенок одарен и заслуживает более пристального внимания, достаточно посмотреть на следующие три признака:

  • любознательность (любопытство);
  • эмпатию — сочувствие;
  • умение сосредотачиваться на каком-либо процессе длительное время.

Эти поверхностные признаки, как правило, ярко выражены у одаренных детей и очень важны для организации соответствующей среды, которая поможет развиться талантам ребенка.

В понятие среды входит не только материальный мир, окружающий малыша. Сюда относятся также люди, звуки, видеозаписи, в том числе приходящие в жизнь ребенка через гаджеты и телевизор.

Игрушки, безусловно, тоже нужны ребенку, но их не должно быть много, и они должны быть такими, чтобы развивать у ребенка любопытство.

Среда одаренности, изображение №1

Любопытство

Неслучайно любопытство стоит на первом месте в списке характеристик одаренности. Это стремление ребенка к исследованию, получению новой информации и опыта. Любопытство способствует лучшей успеваемости в школе, помогает эмоциональному, психологическому и интеллектуальному развитию.

В возрасте от 2 до 5 лет дети задают около 40000 вопросов, но со временем это желание знать постепенно снижается (И.И. Комарова).

Любознательные дети лучше других способны преодолевать трудности и решать нестандартные ситуации, что будет полезным и нужным качеством в любом периоде жизни человека. Именно поэтому развивающая среда обязательно должна поддерживать любопытство.

Приведем простой пример: ребенок капризничает, а родители пытаются его успокоить, говоря, что так себя вести нельзя. Такой подход зачастую оказывается абсолютно неэффективным. Что же делать? Переключить внимание ребенка, то есть найти то, что вызовет у ребенка сильное любопытство, и каприз прекратится сам собой.

Как “не убить” любопытство?

Чтобы поддерживать в ребенке любопытство родители не должны:

  1. Сердиться за беспорядок, особенно если он вызван стремлением ребенка к экспериментам.
  2. Чрезмерно планировать время и перегружать ребенка. У малыша должно быть время не только на занятия, но и на то, чтобы расслабиться и обдумать полученную информацию.
  3. Не зацикливаться на победах и успехах, чтобы они не становились завершающей точкой в процессе исследования.
  4. Излишне беспокоиться за безопасность ребенка, поскольку ограничения тормозят развитие любопытства.

Позвольте ребенку поскучать. Это состояние может подтолкнуть малыша к новым исследованиям и изобретению новых занятий. (И.И. Комарова)

Среда одаренности, изображение №2

Подводя итог, важно отметить, что родителям стоит включить “поощрение любопытства” в свой список родительских дел. Отмечать задачи, которые ребенку удалось успешно решить, помогать ребенку получать дополнительную информацию, отдавая предпочтение конструкторам и наборам для поделок и экспериментов.

____________
Проект «Семейная практика» реализуется АНО “Академия устойчивого развития” с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Партнеры проекта: Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), Министерство образования Новгородской области, комитет образования Администрации Чудовского муниципального района, Новгородский Фонд содействия некоммерческим проектам.
#семейнаяпрактика #одаренность #развитиеребенка #академияустойчивогоразвития #кафедра_ВОДМ #ФондПрезидентскихГрантов #ПервыйКонкурс2023