25.11.2023 23:20

22 ноября 2023 года на онлайн-площадке Академии устойчивого развития состоялась межрегиональная сессия «Поддержка и развитие способностей и одарённостей ребёнка в семье и детском саду».

В сессии приняли участие специалисты, работающие в сфере развития детской одаренности из Великого Новгорода и Чудово, Москвы, республики Саха (Якутия), республики Татарстан, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Смоленской, Калужской, Белгородской областей, а также родители, принимавшие участие в проекте «Семейная практика». Каждая из представленных территорий уникальна и имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при внедрении методик выявления одаренностей на практике.

В Якутии работа с детскими одаренностями в дошкольных учреждениях ведется уже на протяжении 6 лет и закреплена на законодательном уровне. Поэтому для участников было интересно и полезно услышать об опыте якутских коллег и познакомится с особенностями применения методики в детских садах.

Кроме классических направлений развития детей, таких как шахматы, музыка, рисование, спорт и театральное искусство в детских садах Якутии большое внимание уделяется сохранению национальной культуры, традиций и родного языка, а также раннему изучению иностранных языков и современных технологий.

Важными факторами эффективной работы мы считаем системность, поддержку родителей и наличие права выбора тех занятий, которые ребенку нравятся больше. Наша задача — охватить всех детей, а не только избранных, поскольку одаренность может быть скрытой, и необходимо помочь ребенку ее проявить, начиная с дошкольного возраста” (О.Н.Степанова, кандидат педагогических наук, руководитель отдела дошкольного и начального образования Малой Академии наук республики Саха (Якутия)).

В г. Чудово Новгородской области практика из Смартеки АСИ Республики Саха (Якутия) – «Создание механизмов выявления и развития способностей детей раннего и дошкольного возраста» прошла апробацию в 2020-2021г. Она показала хорошие результаты и успешно реализуется на базе ряда дошкольных учреждений.

За несколько лет чудовским педагогам удалось внедрить методику “Одаренный ребенок” и вместе с родителями увидеть потрясающие результаты ее работы.

Воспитатели не только заполняют и анализируют журналы одаренностей, но и стремятся создавать среду, которая будет способствовать развитию детей. Так, ребята учатся социализироваться, изучать окружающий мир, готовить и даже столярничать, причем делают это они с огромным желанием и интересом. Подтверждением тому становится успешное участие воспитанников детских садов в различных конкурсах и соревнованиях.

«Наш опыт показывает, что чем раньше начинается работа по выявлению одаренностей ребенка, тем полнее и шире раскрывается его талант. Замечая способности у своих воспитанников, мы обязательно информируем об этом родителей и начинаем сообща работать над развитием ребенка» (А.Е. Иванова, воспитатель МАО СОШ №4 «Дошкольное отделение «Светлячок», г. Чудово).

Во всех вышеописанных случаях основная работа с детьми велась на уровне дошкольных учреждений. В рамках нового проекта было продолжено внедрение практики, но ключевым звеном выступило не дошкольное учреждение, а семья, как один из главных элементов в общей системе выявления и развития одарённостей ребёнка. Проект позволил адаптировать методику Т.С. Комаровой и И.И. Комаровой к работе с семьями.

Родителям — участникам проекта “Семейная практика” предлагалось под руководством наставника самостоятельно вести наблюдения и заполнять карты и журналы одаренности своего ребенка.

В задачу наставников входило консультирование, помощь родителям, а также анализ полученной информации и формирование итоговых заключений, содержащих сведения о выявленных способностях ребенка и рекомендуемых направлениях его развития.

Для составления полной картины одаренностей родители не только вели наблюдения за ребенком, но и изучали историю своей семьи и одарённостей, которыми обладали бабушки и дедушки и которые нередко проявляются во внуках.

«Род — это та система, которая позволяет будущим поколениям стать успешными, придает устойчивость и заряжает энергией. Чем выше контакт к родом, тем выше уровень развития личности» (Н.В. Костенко,наставник, зав. кафедрой Академии устойчивого развития)

В ходе проекта была проработана система партнерского взаимодействия, которая включала в себя местные органы власти, дошкольные учреждения и организации сферы культуры и досуга, деятельность которых направлена на реализацию развивающих, культурных (или корректирующих) программ, дополнительного образования, просвещения.

Взаимодействие выстраивалось с учетом традиционных и удобных форм и методов работы с детской одарённостью в регионе. Использовался системный подход, при котором в выявлении и развитии одаренности у детей участвовали все субъекты образовательной модели: родители и дети, воспитатели, специалисты и администрации дошкольных учреждений, социальные партнеры.

К реализации проекта привлекались профильные специалисты по работе с детьми дошкольного возраста в процессе проведения обучающей программы «Школа для родителей» и проведения экспертной оценки результатов проекта.

В части технических нововведений была внедрена автоматизация процессов информационного обмена между родителями и наставниками, сбора, обработки и хранения данных, соблюдения необходимых условий конфиденциальности.

«В результате исследований, проведенных в рамках проекта «Семейная практика», мы смогли получить структуру одаренностей в Новгородской области и еще раз убедиться в том, что эта структура индивидуальна для каждой территории. Невозможно переоценить труд команды проекта, поскольку в число ее задач вошла не только реализация программы выявления детских одаренностей, но и корректировка методик с учетом региональных особенностей» (И.И. Комарова, научный руководитель проекта «Семейная практика»).

Конференция стала замечательной возможностью для участников почерпнуть для себя новые идеи, вдохновиться успехами коллег и договориться о продолжении дальнейшего взаимодействия и обмена информацией, чтобы вместе сделать все возможное для позитивного развития наших детей, а значит и для нашего будущего.

_______________
Проект «Семейная практика» реализуется АНО “Академия устойчивого развития” с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнеры проекта: Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), Министерство образования Новгородской области, комитет образования Администрации Чудовского муниципального района, Новгородский Фонд содействия некоммерческим проектам.

#семейнаяпрактика #одаренность #развитиеребенка #академияустойчивогоразвития #ФондПрезидентскихГрантов #ПервыйКонкурс2023