10.08.2024 14:53

Вадим Самородов о том, почему не хватает системных изменений, как в России развивалась система помощи старшему поколению и почему универсальных решений не бывает.

самородов
Фото: Нина Зотина / РИА Новости

Агентству социальной информации в 2024 году исполняется 30 лет. По этому случаю мы публикуем серию интервью о том, как менялся сектор за это время и как он повлиял на социальные изменения в стране. Мы говорим с теми, кто на протяжение долгого времени находился рядом с некоммерческими организациями, сотрудничал с ними, исследовал их. Это интервью с Вадимом Самородовым, руководителем отдела общественных проектов ОСП «Российский геронтологический научно-клинический центр» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Вы работаете в некоммерческом секторе с 90-х. Расскажете, как выглядела эта сфера в то время?

Это было безумное приключение. Я пришел работать в сектор в 1993-м году, когда в России уже открылись представительства ООН и международных организаций, появилась возможность ездить за границу. 

Россия представляла интерес для всего мира: все хотели помочь. И денег лилось рекой. Я пришел работать в Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, мы работали с огромным количеством гуманитарной помощи, передавали ее в больницы. 

В некоммерческом секторе 90-х было две большие группы: «иноземная группа», где было международное финансирование, и «криминальная». Если первое – это такая внешняя сила, которая решала проблемы и у которой было много денег, то второе – организации, которые зарабатывали «легкие» деньги благодаря льготам. 

В начале 2000-х был дан старт другому типу некоммерческого сектора. Наработки «иноземной группы» помогли создать структуры и проекты, которые применялись бизнесом. Это было первое рациональное применение некоммерческого сектора, не считая помощи благополучателям. 

После я начал работать в благотворительном фонде развития филантропии «КАФ» (признан иноагентом). Думаю, мне повезло находиться у истоков всего самого интересного. Мы придумывали много консалтинговых программ для крупного бизнеса и начали создавать такую форму благотворительных организаций, как фонды местных сообществ.

Это была первая форма благотворительности, которая изначально строилась, как бизнес. В ее основе лежало умение выстраивать взаимовыгодные отношения с местным сообществом. 

Уже после зародились формы фандрайзинговых фондов, начали собирать средства на лечение детей. Люди были готовы давать деньги. Но самому сектору приходилось работать с оговорками: международные деньги стали опасными, появились иностранные агенты.

Вы уже упомянули работу в фонде «КАФ». А какие задачи стояли в то время перед стратегической благотворительностью в целом?

Первое, это развитие инфраструктуры. И как раз создание фондов местных сообществ стало развитием инфраструктуры местной благотворительности. 

Плюс «КАФ» много сделал для формирования инфраструктуры корпоративной благотворительности. Например, популяризировал пожертвования сотрудников, онлайн-пожертвования. Программы, связанные с СМС-пожертвованиями, разрабатывали в этом фонде. 

Мы тогда пытались осознавать, что такое благотворительность как сервис и зачем это людям. Если представить пирамиду Маслоу, благотворительность – это высший уровень. Она не связана с потребностью выживания или потребления, а значит такой «продукт» нужно уметь «продать». Я считаю, что мы научились это делать.

самородов
Фото: Oleksandra Petrova / Unsplash

Или, например, после я пошел работать в фонд Тимченко, где мы начали развивать две сложные темы, связанные с приемными семьями и со старшим поколением. Фонд Тимченко один из первых частных фондов, кто начал делать грантовые конкурсы. 

В какой-то момент стало ясно, что нужно давать деньги структурам, которые занимаются благотворительностью профессионально. В итоге пришло понимание, что профессиональный частный благотворительный фонд – это бастион, который распределяет средства и выстраивает системную благотворительность, а не просто решает какие-то локальные проблемы.

Если говорить про некоммерческий сектор в целом, что за 30 лет изменилось?

Государство перехватило инициативу полностью. Правозащитных организаций стало меньше, государство ориентировано скорее на социальную сферу. У нас даже появилось такое квази-направление, которое назвали СО НКО.

Некоммерческий сектор был «выбит» из стратегического уровня. Запрос не на то, чтобы некоммерческий сектор помогал в стратегическом развитии, а на то, чтобы помогал людям. Появился Фонд президентских грантов, такой централизованный инструмент финансирования третьего сектора, для решения конкретных проблем.

То есть преимущественно некоммерческий сектор загнали в профессиональную историю. От него ждут решения проблем, а не обсуждения сложных и тяжелых тем. Я сейчас работаю в госструктуре и, думаю, у нас стратегических дискуссий гораздо больше, чем даже в крупных НКО.

И, работая в госструктуре, я вижу, насколько государство не замечает и не хочет видеть некоммерческий сектор. А еще есть тенденция на «приручение» общественных лидеров, когда государство говорит: «Критикуешь? Приходи и поработай, покажи, как надо».  

Я думаю, что это грамотная политика государства. Сейчас государство готово в отдельных случаях давать полномочия лидерам третьего сектора, чтобы они показывали, как нужно.

То есть НКО в России сейчас достаточно зависимы от других секторов?

Сейчас в некоммерческом секторе нет ни рычагов, ни возможности показать свою независимость. До этого было иностранное финансирование, но оно постепенно ушло из России. Есть поддержка частных доноров, но в кризисных ситуациях все нестабильно.

Плюс некоммерческого сектора в его гибкости: можно заниматься темами, на которые не решится бизнес с государством. Но минус в том, что прямого влияния на процессы у тебя нет.

Некоммерческий сектор — это как такая аморфная структура, типа смазки для государственных заржавевших шестеренок. Там, где нет ничего, приходит некоммерческий сектор и что-то пытается сделать. 

самородов
Фото: Agê Barros / Unsplash

Сейчас в целом проблема государства в том, что оно скорее ориентируется на количественные показатели и не готово ставить перед собой долгосрочные цели. Потому что нет стратегии – есть тактика. Есть потребность пережить ближайший год. Пережили и хорошо, идем дальше.

А стратегических вопросов много. И, к сожалению, некоммерческий сектор сейчас не способен их поднимать для обсуждения. Хотя интерес такой есть. Сейчас, например, мы разрабатывали стратегию в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, и эту стратегию изначально инициировал некоммерческий сектор.

Кстати, говоря про работу со старшим поколением. В последние годы это основное направление вашей деятельности. Какой была эта сфера в начале вашей работы?

Я занимаюсь темой старшего поколения еще со времен работы в Фонде Тимченко, то есть с 10-х годов. Когда я начинал, было много непонимания. Например, руководство сказало: «Хотим помогать старикам». А как? Приходилось все это придумывать, прорабатывать, формировать экспертное сообщество. 

И это было очень интересно, потому что мы вышли на высокий уровень. Мы были, например, инициаторами разработки стратегии в интересах граждан пожилого возраста, благодаря которой потом появилась гериатрия в медицине. И это же положило основу для появления системы долговременного ухода. 

То есть это был случай, когда некоммерческие организации реально повлияли на социальную политику государства. Фонд «Старость в радость» стал по сути управляющим агентом по реформированию социальной сферы в направлении помощи пожилым.

Кроме того, в какой-то момент сектор столкнулся со сложностями в оценке. Допустим, как измерить, что это отношение к старшему поколению изменилось? И как связать это изменение с деятельностью сектора? Или одного конкретного фонда?

По каким критериям можно оценить изменение отношений и развитие сферы помощи пожилым людям? Это можно было делать только через профессиональные социологические исследования. Но в то время такой возможности не было.

Или, допустим, благотворитель дает деньги и хочет быстрого результата. И ему надо объяснять, что этого результата быстро не будет. Минимум пять лет надо подождать.

А что изменилось сейчас?

Я могу сказать, что определенный результат достигнут. Я уже говорил об изменении социальной политики, внедрении системы долговременного ухода. Но еще удалось продвинуть эту тему на региональном уровне.

Когда мы в Фонде Тимченко создавали грантовый конкурс, то я всегда говорил грантовым операторам в регионах: «Мы – частный фонд, сегодня захотели поддерживать пожилых, а завтра балет. Поэтому вы должны сделать тему старшего поколения флагманской у себя на местах, даже если завтра поддержка закончится»

Из семи операторов как минимум три стали флагманами в теме старшего поколения. Например, фонд «Добрый город Петербург», которые до сих пор активно помогают пожилым. Фонд «Хорошие истории», которые создали коалицию «Забота рядом». И «Люди.Идеи» из Пензы. 

Фото: Илья Бархатов / АСИ

У последней организации есть даже YouTube-канал, на который подписаны более 700 тыс. человек. У них очень активное сообщество пожилых, которые с удовольствием принимают участие в любых идеях. Например, они выкладывают ролики, в которых пожилые рассказывают, чем занимались в детстве, что им нравится, что обижает. 

Если бы была монетизация YouTube в России работала, они бы были уже миллионерами. И они получают поддержку донатами. Это очень-очень крутой пример, как развивается иногда сектор.

А если говорить в целом про сектор помощи пожилым, как он меняется?

Тут достаточно просто: организаций, помогающих пожилым, мало. На федеральном уровне, по сути, это «Старость в радость». Есть НКО, которые частично касаются этой темы: например, фонды «Вера», «Альцрус» или ОРБИ.

Если говорить о долговременном уходе, про услуги по уходу, работу сиделок, то здесь мы сталкиваемся с огромным черным рынком. Некоммерческий сектор ничего не может сделать: запрос на эти услуги настолько огромен, что ресурсов на всех не хватает. У тебя есть 10 сиделок, ты поможешь 30 людям, и все. Должна появиться система.

Также государство создает свои структуры и учреждения для оказания помощи пожилым. Получается немного нечестная конкуренция: своим структурам отдается приоритет, а для бизнеса и некоммерческих организаций остаются копейки. 

Еще интересная тенденция: если посмотреть сайты и социальные сети многих фондов в этой сфере, то такой слащавой патоки мало где можно найти. То есть люди работают с болью и с ужасом, но в публичном пространстве у них позитив. Это такой коммерческий взгляд: те, кто дают деньги, нуждаются в позитивных историях.

При этом у меня нет негативного впечатления. Несмотря на весь ужас, который происходит в стране, у меня какое-то позитивное ощущение от сферы, в которой я работаю. Все происходит так, как должно произойти.

Можно ли говорить, что за 30 лет появились универсальные социальные технологии для решения проблем пожилых? Или это в целом невозможно?

Универсальных технологий не существует. Существуют технологии, которые решают конкретную проблему. Есть решения, которые могут перевернуть систему с ног на голову. Но некоммерческий сектор очень любопытный, поэтому в нем постоянно идет поиск решений, технологий.

Это вопрос постоянного изучения, постоянного поиска, настраивания международных связей, проведения исследований и так далее. 

Постоянный поиск и изучение – то, чем занимается команда АСИ. Как вы можете оценить наш вклад в развитие сектора за эти 30 лет?

Вклад АСИ и Елены Тополевой огромен. Лена умудряется быть экспертом и участвовать в огромном количестве советов. Во многом она стала рупором некоммерческого сектора. Часто это очень неблагодарная работа, которую она берет на себя. 

Фото: Harry cao / Unsplash

Быть экспертом от некоммерческого сектора действительно сложно. Даже по моему опыту. Мне часто в глаза говорят: «Что ты тут вякаешь? У тебя нет медицинского образования, что ты можешь вообще сказать?». А я говорю: «У меня нет медицинского образования, и это мое преимущество. Пока вы видите только таблетки и болезни, я вижу человека».

Это то самое преимущество некоммерческого сектора: мы видим ситуацию комплексно. И отстаиваем интересы человека. И АСИ, и Елена в частности, вносят огромный вклад в это направление.

Благодаря этой работе можно понять важность и значение некоммерческого сектора для страны. 

Источник: АСИ